И было это в те отсель далекие, туманные года,
Когда еще косматых иков не явилась на Таиль орда[1],
Когда народы эльфов жили в первобытном строе,
Когда шаманы и друиды несли народам песнь о Минуо́э[2],
Когда все эльфы пребывали в Ее Священном Лоне.
Ты слушай, путник, песню эльфов о Матроне.
В Священной Роще Минуоэ история взяла начало.
На этом месте перед нею Лесное Диво в ночь предстало.
Нэре́йя[3] там молилась горько о том, о чем всю жизнь мечтала,
И вот, под звездами в ночи, она и Диво дочь зачали.
Но Мать-Природа все узрела, ведь Диво был для нее страж,
Поэтому вмешалась в дело: «Нэрейя, дочь ты мне отдашь!»
Покорна и послушна пред духами была Нэрейя.
Когда малютка родилась, за ней к Матроне прилетела фея.
Эльфийка с горечью, слезами ей дитятко передала,
И хоть душа крепка была, печаль сокрыть не получалось, не могла.
В руках у феи дочь Нэрейи ушла в чертоги мира сна,
И Ореолом Минуоэ была Матрона тотчас награждена.
Лесная фея, уходя, Природы передала посланье:
«За то, что ты решилась все же выполнить Ее желанье,
Награда бо́льшая, чем ореол, тебя давно уж ожидает.
Ходи сюда, молись Природе, и ты увидишь – день настанет,
И явится к тебе, укутанный покровом ночи темной,
Призрак, что дарует Ее агнца, и станешь наконец Матроной».
Вняла совету свыше, послушалась Нэрейя духов,
Пошло тогда средь эльфов много разных странных слухов,
Мол, блаженная из-за потери дочери совсем ума лишилась,
Мол, ее больному сердцу в Роще доченька родная мнилась,
И потому она вседневно там лишь пребывает,
Будто бы возвращенья чада чудом божьим ожидает.
Но вот однажды ночью раздвинулся весь небосвод,
И снизошло с них Диво, и окунуло деву в мир любовных вод.
В ту ночь над Рощею стояла непроглядная, густая мгла,
И поняла Нэрейя, что в награду ей Минуоэ сына принесла.
Диво ушло, эльфийка долго справлялась с чувствами от счастья своего,
И на радостях Природе обещала: «Гаа́силом я нареку его».
Гаасил рос, уж год прошел, как мать его под взором Минуоэ родила,
И Диво вдруг Природа к дому Нэрейи опять нежданно завела.
И повторилось все, как будто с самого прекрасного начала,
И снова, в третий раз той ночью Лесное Диво агнца ей зачало.
Сердце Матроны обдалось бурлящей счастьем лавой.
Нэрейя обещала Матери-Природе: «Я нареку его Шена́вой».
Шли годы, два сына на глазах росли, из года в год мужали.
Казалось, еще вчера малютки, сегодня – оба мужам равны стали.
И статны, удалы, и по-эльфийски оба брата красивы.
И ныне уж готово племя принять в свои ряды Гаасила, Шенаву.
Лишь надо соблюсти обряд – Исповедь пред строгой Минуоэ,
И братья справились, предав отныне сердце матушки покою.
И поселилась радость с того дня в душе Матроны,
Безмерно благодарна была она Священному богини Лону
За то, что счастье безутешной подарила Мать-Природа;
Счастливее, пожалуй, на ее веку и не было еще такого года.
Сыновья ее живут и прославляют имя их богини
Деяньями своими, что приносили пользу племени, общине.
Шенава стал поэтом, богословом и сказителем баллад,
И каждый эльф был мудрым изречениям и песням его рад.
Он нес до эльфов мудрость их богини Матери-Природы,
В стихах он прославлял мужей военные походы.
И на версты прошла о нем большая, несмолкаемая слава:
Живет в лесах Шайнборна легендарный бард Шенава.
Гаасил же повырос мужем грозным, смелым, величавым,
Меч обратил свой против помыслов лихих, лукавых.
Святая Минуоэ силой бога одарила воина –
Эльфийская земля с тех пор жила без бед, спокойно.
И в сердце воина жила великая отрада,
Ведь у него жена-красавица была Милланиа́да.
Придет с войны Гаасил и вот опять идет на бой[4],
Во племени царится мир, и лишь его жена не чувствует покой.
Идут недели, Гаасил на войне, нет в доме никакого лада.
Нет, вовсе не была она такою бренной жизнью рада.
Все время опасаться стать несчастною вдовою –
Вот уж нет, эльфийка порешила стать неверною женою.
Сбежала, глупая, покуда муж ее в походе и ни о чем не чает,
И вот уже Шенаве мысли пошлые на ухо навивает.
Лукавая прознала, что давно уж глаз свой положил Шенава
На чары красоты ее: наивным оказался, боже право!
Завидовал он страшно брату своему во всем, во всех делах,
И вот шанс появился, которого и не было в ночных мечтах.
Вернулся, наконец, домой с победой воин славный,
А дома весть ужасная его ждала, о черт коварный!
Жена-изменщица позором на все племя окропила воина,
Не верил он, что душа его такой судьбы достойна.
И вызвал в гневе брата он на бой, дабы стоять за свою честь,
И зарубил Шенаву на холме, вмиг разлетелась эта весть.
И взвыла горьким плачем, весть узнав, Матрона,
Набросилась на сына, глас был преисполнен горя стона:
«За что ты, сын, заставил брата смерть его узреть?
Прости меня, Гаасил, но, как и он, ты должен ныне умереть.
Поди же прочь, братоубийца, и потони же ты во тьме,
Убей себя, как давеча Шенаву, на том же трижды проклятом холме».
Покорный материнской воле, побрел Гаасил ко своей судьбе,
Достал кинжал, встал на колени и предался трепещущей мольбе.
Взывал он к духам Минуоэ, просил отца к нему в последний раз позвать,
Однако Мать-Природа, как видимо, дала приказ всем духам замолчать.
Отвергнутый родителями, непобедимый воин исполнил приговор,
И шла молва с тех пор: Гаасил своей рукой себе же смерть обрел.
И бледен, жалок быть в тот день Матроны лик,
В страданиях, во пламени печали безудержно тогда поник.
Все то, в чем жизни смысл ее великий был, прекрасный,
Разрушил безвозвратно в прах сей день, поистине ужасный.
Убита горем, в Священной Роще молится Нэрейя
И видит вдруг, к ней снова с неба спускается лесная фея.
Крылатая девица, сойдя на землю, подошла к Нэрейе,
И что-то больно уж знакомое, родное, увиделось эльфийке в фее.
Ее глаза, несущие сияние святое, казалось, на версты,
Изящные, но бледные ладони, прекрасные, но тонкие персты,
Легкая и скромная походка, босые ножки, локоны по плечи.
Матрона чувствовала, что неспроста случилась эта встреча.
«Приветствую я, матушка, тебя», – произнесла девица,
И тут нельзя было никак словам внезапным ее не удивиться.
«Матушка?» – «Да-да, ты не ослышалась, моя родная, встань с колен.
Я та, кого, как думают, Природа забрала навечно в плен,
Я та, кого ты фее давно уж отдала, и за кого молилась по ночам во мгле,
Я дочь твоя, которую в Священной Роще ты нарекла Илунталэ́».
И кинулась растроганная, предавшаяся чувствам мать.
В эмоциях и жестах матери читалось, что хочет дочь свою обнять.
Не удалось прильнуть к груди дочурки гордой:
Откинула эльфийка маму движеньем ручки твердой.
«Нет! – молвила, – Не обниматься я пришла к тебе, прости меня, плохую.
Пришла я донести тебе лишь истину простую.
Ты, верно, думаешь, за что тебе, несчастной столько горя?
Душа твоя уж много лет не чувствует покоя.
Ты носишь свое бремя неспроста, запомни ж мое слово,
Ведь то, что я сейчас скажу, тебе давно не ново.
Была я плодом твоего греха, дитятей я была разврата.
Исчезновение мое – твоя за то деянье жестокая расплата.
Великим грешником прослыл отныне сын твой младший на века,
А стоило сойти ему с дороги правды на тропинку кривды лишь слегка.
Безнравственный поступок совершен, но помни: в характере детей
Довольно часто замечается печатка их отцов и матерей.
Гаасил мертв, он был убит тобою, и не спорь; пролилась кровь:
Вот так ты проявила всю материнскую свою любовь.
Прощай же, матушка, я говорю с тобой, увы, в последний раз.
Живи и помни: в мире еще столько неизведанных прекрас.
Молись за сыновей своих, они служили Матери исправно.
Прощай и помни: во многом я тебе, родная, благодарна».
С последними словами растворилась в воздух доченька на небе,
В таком глубоком пребывала эльфийка к себе гневе.
Залилась она горькими слезами, и не было отселе ей покоя:
Наказана навеки, навсегда: ужасной оказалась божья воля.
Деревья пронесут священный плач ее на кончиках своих ветвей.
Отныне станет он наукой для всех без исключения семей,
И превзойдет он плач всех страждущих и прочих матерей.
Кем бы ты ни был, помни: не завидуй, не прелюбодействуй, не убей.
[1] Здесь описывается событие, произошедшее в первые годы Второй Эры. На материк Таиль прибыли переселенцы из-за моря – ики или икийцы. Чужаки сразу начали захватническую войну с эльфами.
[2] Минуоэ – так эльфы называли Мать-Природу, которую почитали, как Царицу и Мать всех лесных и животных духов, покровительствующих всему живому. Песнь повествует о Первобытной Эре, когда эльфы поклонялись силам Природы в лице Минуоэ.
[3] Нэрейя – она же Нихэльле, Матрона.
[4] В этих строках повествуется о войнах между многочисленными племенами зеленых эльфов, живущих на территории полуострова Борн в Первобытную Эру.